Объективы для фотоаппаратов

Многие начинающие фотографы слышали, что объектив, во многих случаях, важнее самой камеры. Возникает масса вопросов — почему так происходит, как влияет тот или иной производитель на качество оптики, какой фотообъектив нужен именно для ваших целей и т. д. Давайте попробуем разобраться во всем этом.

Задача объектива — сфокусировать изображение на поверхности матрицы фотоаппарата. В любом цифровом фотоаппарате принцип действия матрицы практически одинаков — свет, падая на поверхность сенсора, вызывает «срабатывание» миллионов пикселей, которые преобразуют аналоговый сигнал в цифровой. Другими словами, каждый цифровой кадр — это последовательность точек с разными значениями цвета. От того, насколько точно передана каждая из этих точек и зависит общее качество фотографии. Объектив может дать «размытое» изображение, неверно передать перспективу и т. д. — матрица лишь фиксирует, падающий на нее пучок света.

Классификация фотообъективов

Любой объектив состоит из определенного числа линз, которые ухудшают качество передаваемого на матрицу изображения. Объектив может иметь малое количество линз и фиксированное фокусное расстояние («фикс») или состоять из большого числа линз с переменным фокусным расстоянием («зум»). Любой фикс-объектив всегда предпочтительнее  «зума» — изображение, которое можно получить хорошими «фиксами», часто в разы лучше «зумов». На физическом уровне это объясняется весьма просто — меньшее количество линз, большее количество света, снимки ярче, имеют больший динамический диапазон.

Почему тогда вообще выпускают «зумы»? Объективы с переменным фокусным расстоянием — своеобразный компромисс. Носить с собой абсолютно всю оптику с фиксированным фокусным расстоянием попросту невозможно — «зум» применяется как универсальный объектив, а несколько «фиксов» — для особых случаев, когда требуется исключительное качество снимка.

Широкоугольные объективы

«Широкоугольники» имеют фокусное расстояние меньше диагонали кадра. Классическим рядом для «широкоугольников» считаются фокусные изображения 35, 28, 24, 20 миллиметров. Широкоугольный объектив может «упаковать» в кадр значительно больше окружающей нас действительности — он уменьшает удаленные предметы, чем дальше предмет от точки съемки, тем больше «сжатие». Традиционно используется в роли «штатного объектива» (съемка простых сюжетов, помещений). Стандартным углом охвата такого объектива считается величина в 45 градусов, если угол охвата доводится до 180 градусов — получается классический «фишай» («рыбий глаз»). «Фишай» дает изображение «как в дверном глазке» и его предназначением являются разнообразные творческие эксперименты.

Объективы с нормальным фокусным расстоянием

Фокусное расстояние считается нормальным, если оно примерно равно диагонали кадра. Такие объективы наиболее полно соответствуют особенностям человеческого глаза, совершенно точно передают существующую перспективу и размеры удаленных от нас предметов. Если посмотреть на статистику, и узнать какая оптика применялась в большинстве величайших мировых фоторабот, объективы с нормальным фокусным расстоянием оказываются практически вне конкуренции. Производителями оптики выпускалось (и выпускается) большое количество по-настоящему легендарных моделей, обеспечивающих качество изображения, которое никогда не будет достигнуто объективами с другим фокусным расстоянием.

Длиннофокусные объективы

Фокусное расстояние в диапазоне 70-135 мм — типичный признак длиннофокусного объектива. Чаще всего такие объективы применяют при съемке портретов — такое фокусное расстояние гарантирует малый уровень искажений деталей портрета. Размытый задний фон в длиннофокусных объективах получается за счет большей светосилы, это позволяет сфокусироваться на нужном плане композиции. Объективы подобного типа стали невероятно популярны несколько лет назад — их поголовно используют при фото и видеосъемке, но надо отметить, что они дают весьма сильный художественный эффект и их применение в мировой фотошколе весьма ограниченно.

Телеобъективы

Если фокусное расстояние больше 135 мм — можете быть уверены, что перед вами телеобъектив. Их используют при съемке различных удаленных объектов. Рассмотрим весьма упрощенную модель, которая опишет, как передается изображение через такой объектив на матрицу фотоаппарата. Представим, что световой поток выходит из вашего объектива. Представим также, что объектив — источник когерентного лазерного излучения. Он испускает луч определенного диаметра (допустим, что 1 мм). Через определенное расстояние (допустим, что 1 км) диаметр луча не меняется.

Теперь представим, что объектив является источником не идеального лазерного излучения, а обычного светового пучка. Легко понять, что обычный пучок (в отличие от лазера) будет иметь форму конуса. Чем длиннее пучок — тем больше диаметр основания такого «конуса». На самом деле, наш объектив не излучает никаких «пучков», совсем наоборот — «пучки света» в него приходят. Но смысл от этого не меняется — именно «основание конуса» является тем своеобразным «пятном», на которое настраиваются линзы телеобъектива. Если вы меняете положение объектива на 1 сантиметр, это приводит к смещению «основания конуса» на большие величины.

Чем внушительнее расстояние до объекта — тем труднее удержать телеобъектив на какой-то одной цели. Это физика, с которой не могут бороться никакие системы стабилизации изображения. Именно поэтому снимать на телеобъектив без штатива — крайне нежелательно.

Какой объектив выбрать

Задача компании, которая производит фотоаппараты — продать как можно больше сопутствующих материалов фотографу. Это может нравиться или не нравиться, но это закон бизнеса с которым бессмысленно спорить. Практически каждая компания-производитель выпускает объективы, которые подходят только к фотоаппаратам собственной марки. Исключением бывают ситуации, когда бренды объединяются, как это случилось с фирмой Sony и компанией Minolta — в результате объективы этих марок являются совместимыми. Также известен пример компании Fuji, выпускающей фотоаппараты, к которым подходят объективы компании Nikon, что является весьма тонким маркетинговым ходом.

Современное «поле битвы брендов» выглядит примерно следующим образом. В «священную войну» компаний Canon и Nikon все более настойчиво вмешивается компания Sony со своими профессиональными камерами серии «Альфа».  Но сама Sony оптику не производит. Соответственно, на рынок поступает большое количество разнообразных моделей объективов Carl Zeiss, а если учесть, что немецкий производитель выпускает объективы не только для Sony, но и для других камер — становится понятно, что выбрать подходящий объектив довольно сложно.

Среди профессиональных фотографов считается, что лучшими объективами будут объективы марки аналогичной марке камеры. В этом есть своя логика — компания-производитель тестирует, в первую очередь, именно свое оборудование, но это не значит, что профессионалы против альтернативных производителей. Весьма популярны компании Sigma и Tamron, которые выпускают оптику для Canon, Sony, Pentax, Nikon и других брендов. Такие объективы значительно дешевле «оригинальных», часто они дают изображения, которое невозможно отличить от картинки, полученной дорогим оригинальным объективом.

В любом случае, выбор конкретного объектива — широкое поле для экспериментов. Здесь все решается с помощью собственного опыта. Есть ситуации и сюжеты, которые гарантированно хорошо получаются с помощью определенных объективов. И наоборот — некоторые кадры приходится снимать с большим количеством разной оптики, чтобы понять, какое же «стекло» будет наиболее предпочтительным. Существуют лишь некие общие рекомендации, а в остальном вы должны руководствоваться собственным художественным вкусом.